Суббота, 18.05.2024, 11:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Учебно-планирующая документация


Методическая разработка Использование ИКТ на уроке химии в ходе изучения темы «Химическое равновесие»
[ Скачать с сервера (158.5 Kb) ]11.01.2018, 21:49

Современный рок немыслим теперь без использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Особенно это касается дисциплин естественно - научного цикла, так как именно они формируют единую картину мира. Одними из наиболее привлекательных источников информации для обучающихся становятся компьютер и Интернет. Помимо этого использование компьютера делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым. Использование ИКТ на уроках теоретического обучения является актуальной проблемой современного образования. Одним из важнейших методических принципов, позволяющих эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), является совмещение компьютерных технологий с традиционными формами и методами. Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении положения преподавателя в системе: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно – координирующей. На уроке используются современные электронные учебники, виртуальные химические лаборатории, Интернет, новые средства обучения. Задача преподавателя– подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучающихся. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес, создавая условия для мотивации к изучению дисциплин, способствует повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

Цели использования информационных технологий.

Информационно-коммуникативные технологии целесообразно применять для достижения следующих целей:

1. Развитие личности обучающегося, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества путём:развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры.

2.Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3.Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

При изучении дисциплин естественнонаучного цикла эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов с использованием ИКТ: использование готовых электронных продуктов, мультимедийных презентаций, использование ИКТ в сочетании с методом проектов, использование ресурсов сети Интернет, компьютерного тестирования.

Каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый преподаватель видит преподавание своей дисциплины по-своему. И здесь ИКТ опять приходит на помощь преподавателю – он может создать свои собственные презентации к урокам и внеклассным занятиям, например, в программе PowerPoint.

  1. ИКТ как средство наглядности.

Главной задачей преподавателя является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления обучающихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные компьютерные технологии. В отличии от обычных технических средств обучения ИКТ позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные , творческие способности обучающихся.

Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающей использование компьютерных технологий. Ее цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.

Иногда найденный яркий фрагмент заставляет изменить структуру занятия и дополнить его новым сюжетом, делающим учебный материал и более полным, и более «живым». Это позволяет достигнуть не только «информационного», но и эмоционального воздействия на обучающихся. На основе этого интереса и эмоционального переживания материала можно организовать многочисленные активные формы обучения (ролевые игры, дискуссии, дебаты, тренинговые упражнения и т.д.).

Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает обучающимся глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образцов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать усвоенные знания, сформировать навыки самоконтроля, сформировать мотивацию к учению, оказать учебно- методическую помощь в самостоятельной работе над учебным материалом.

Презентацию можно использовать как канву урока. При этом изложение материала, иллюстрируется рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point. Презентация может использоваться в начале урока, для побуждения познавательного интереса обучающихся к теме учебного материала. В конце урока презентация применяется для обобщения и закрепление изученного.

При работе с мультимедийными технологиями обучающиеся с самого начала вовлечены в активную познавательную деятельность. В ходе такого обучения они учатся не только приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Обучающийся постепенно подготавливается к иному уровню деятельности, в которою на первое место выступает возникновение гипотезы, формирование идеи решения и разработка оригинального плана решения задачи. Возникающая при этом система отношений сплачивает коллектив для достижения общей учебной цели. Передача знаний от более компетентных менее компетентным обучающимся начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно - воспитательного процесса.

 

  1. Методическое обоснование темы урока.

Учебное содержание урока реализуется в пределах освоения студентами основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Изучение химии ведется в соответствии программой, разработанной на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г.

Тема урока: «Химическое равновесие» относится к разделу «Общая и неорганическая химия». На изучение данной темы рекомендуется отвести 1аудиторный час.

Для обучающихся рекомендованы учебники:

  1. Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник. / О.С. Габриелян. – М.: Академия, 2016.- 268 с.
  2. Габриелян,О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2014. — 224с.

Эффективность использования ИКТ: Использование презентации позволяет преподавателю не только ускорить изложение материала и сделать его более доступным для понимания.Трудное восприятие обучающимися теоретических основ химии связано с изучением процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Использование ИКТ позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого обучающегося в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией. Обучающиеся становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока. Использование разных видов деятельности, позволяет обучающимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создаёт ситуацию успеха для каждого обучающнгося.

ИКТ дают следующие преимущества в работе преподавателя:

сделать учебный процесс доступным, интересным для обучающихся; рационально использовать время учебного занятия; быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения материала; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся; оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Применение информационных технологий на уроках теоретического обучения собствует: повышению качества обучения; эффективной организации познавательной деятельности обучающихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности; развитию у каждого обучающегося собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуали­зации и дифференциации учебного процесса; развитию самостоятельности обучающихся.

Список использованных источников

  1. Габриелян, О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник. / О.С. Габриелян. – М.: Академия, 2016.- 268 с.
  2. Габриелян,О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2014. — 224с.
  3. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
  4. Использование ИКТ-технологий на уроках химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magarif-uku.ru/teachers-room/ispolzovanie-ikt-tekhnologijj-na-urok/
  5. Использование информационных технологий на уроках химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/B8/505353/
  6. Леташкова, Е.В. «Использование информационных технологий на уроках химии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
  7. Багрова, Н.В. ИКТ как инструмент индивидуализации процесса обучения /Н.В. Багрова // Химия в школе – 2012 . - №5 – с.78-80.
  8. Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ на уроках химии и биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4737/Itemid,118

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: ХИМИЯ | Добавил: ok
Просмотров: 477 | Загрузок: 167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]